Дальнейшие работы
После того как гараж из шлакоблоков приобрел форму, можно приступать к завершающим работам по накрытию кровли, а также внутренней отделке. Последовательность таких действий кратко можно представить следующим образом.
Как делается после выгонки стен:
- Стяжка пола. Его толщина должна быть не менее 10 сантиметров. На этом этапе выполняется утепление пола, если в этом есть необходимость. Застывший пол затирается, оптимально также выполнить его покраску или использовать специальную жидкую резину или пенополиуретановое покрытие.
- Выполняются перекрытия. В зависимости от возможной нагрузки они могут быть кирпичными или деревянными.
- Кровельные работы. Вес конструкции также необходимо просчитать, чтобы не создать нагрузку больше положенной.
- Монтаж ворот и окон. Уже имеющиеся в наличии изделия легче установить еще на этапе выгонки стен.
- Прокладка электропроводки. Монтаж внутри отделочного слоя отличается некомфортной эксплуатацией, поэтому лучше всего предусмотреть внешнюю прокладку. Для обеспечения должного уровня пожаробезопасности необходимо дополнительно приобрести металлический рукав для изоляции проводов.
- Установка вентиляции и при необходимости системы отопления. Это отдельная тема, в которой также существует множество нюансов, поэтому такую информацию также придется изучить подробней.
- Стяжка внутренней поверхности стен. Для отделки поверхностей используются различные материалы. В основном на выбор влияет бюджет строительства, ведь сегмент этой категории весьма велик.
- Наружная отделка, утепление при необходимости. Теплоизоляционные работы можно выполнить внутри или снаружи, эффект будет примерно одинаковый.
Строительство гаража из шлакоблоков выгодно не только с точки зрения экономии. При должном уровне внешней отделки такие здания ничуть не уступают традиционным вариантам. Шлакоблоки хорошо держат тепло, долговечны и прочны. Здание, возведенное таким образом, станет не только удобным и функциональным, но также и даст дополнительный повод для гордости, ведь работы выполнены своими руками.
Чтобы построить гараж из шлакоблоков, необходимы минимальные навыки. Этот материал давно стал одним из популярных вариантов для подсобных помещений, мастерских и гаражей. Его положительные и отрицательные черты, а также особенности использования приведены в нашей информации.
Строительства цоколя, ворот и стен
Чтобы построить цоколь, необходимо установить опалубку, шириной 10 см. Если место под гараж не идеально ровный, то нужно найти самую высокую точку и к ней прибавить 10 см, от этого расстояния отметить горизонт. Далее цоколю необходимо придать гидроизоляцию, для этого подойдет два слоя рубероида. Таким образом, стены не будут впитывать влагу из земли.
Перед тем, как возводить стены, нужно поставить ворота, так они будут лучше закрепляться кладкой. Чтобы была дополнительная прочность, к раме нужно приварить прутья 12 см в диаметре, потом они запрячутся за швами кладки. Перед тем, как установить ворота, их нужно окрасить в два слоя. Устанавливаются они строго по вертикали при помощи уровня. Фиксируются деревянными раскосами.
Особых правил, как построить стены гаража из шлакоблока, нет. Все выполняется по таким же принципам, как и в кирпичной кладке. Можно класть шлакоблок в полкамня, в камень — в полтора или два камня. Как показывает практика, если класть шлакоблок в 1 камень, то такой гараж свободно выдерживает температуру в -20 градусов и порывы ветра 18 м/с.
Не забудьте в стене сделать приточную вентиляцию, так как гараж должен быть хорошо вентилируемым, чтобы не скапливался угарный газ, не было испарений от масла, налипшего на колеса снега.
Что касается утепления стен, то мероприятие это не обязательное, но желательное. Влажность в утепленном гараже будет повышенная, и возможно, в холодное время будут отсыревать стены. Зачем же тогда вообще утеплять гараж? Ответ прост – для того, чтобы в гараже не было резких перепадов температур, что крайне негативно влияет на состояние автомобиля. Да и ремонтировать в теплом гараже комфортнее, чем на морозе. Утеплить можно пенопластом или стекловолокном, сверху можно прикрепить полиэтилен, который защитит от грязи, и уже в последнюю очередь нашить ГКЛ.
Инструкция по строительству каркасного гаража
С участка, который вы планируете использовать под гараж нужно снять дерн, разровнять и хорошо утрамбовать поверхность площадью примерно 10х10 метров. При помощи колышков, веревки и рулетки выполните разметку под ленточный фундамент.
Выкопайте траншею глубиной около 50 см, утрамбуйте дно, засыпав его сантиметровым слоем песка.
Установите опалубку из досок с учетом, что высота надземной части фундамента должна составлять от 30 см. Как правильно установить опалубку читайте здесь.
Смонтируйте армирующий каркас фундамента из стальных стержней и проволоки, между стержнями и верхним краем опалубки, стенками, должен оставаться зазор в 5 см. Арматура устанавливается на подпорки из дерева или пластика. Подробнее о вязке и установке арматуры можете посмотреть тут.
Залейте в опалубку приготовленный бетон.
Чтобы не было пустот, требуется многократно протыкать бетонную смесь арматурным стержнем. Вмуруйте в бетон резьбовые шпильки по центральной оси ленточного фундамента с шагом в 60 — 100 см, чтобы в дальнейшем прикрепить к ним нижнюю обвязку каркаса.
После того как бетон схватится, опалубку можно удалить и приступить к обустройству пола. Площадка засыпается щебнем и тщательно трамбуется. Затем на нее укладывается арматурная сетка и заливается слой бетона. Разровняйте бетон при помощи доски, поставленной на ребро.
В жару бетон требуется увлажнять, пока он не схватится полностью. Если погода дождливая, укройте фундамент и пол полиэтиленом. К работам по возведению каркасного гаража можно приступить спустя три недели после бетонирования. Все деревянные элементы каркаса предварительно обработайте антисептиком и антипиреном.
Нанесите слой битумной мастики на подготовленный ленточный фундамент – он не даст влаге проникать из пористого бетона в дерево.
После высыхания гидроизоляционного слоя уложите нижнюю обвязку из бруса 10х10 см, выполнив врубку в лапу или вполдерева по углам.
В элементах обвязки предварительно выполните отверстия под шпильки с широкими шайбами и гайками. Подробнее о том, как правильно сделать нижнюю обвязку для каркасного строения смотрите здесь.
Установите угловые стойки. Для прочности используйте стальные нагели, просверлив под них отверстия в нижних торцах стоек и обвязке. Для жесткости конструкции подоприте угловые стойки укосинами из бруска 5х5 см.
Смонтируйте промежуточные стойки — их следует врубать в обвязку на треть высоты бруса и крепить гвоздями, вбитыми под углом или стальным уголком. Проверьте расположение торцов стоек – они должны формировать единую горизонтальную плоскость.
Далее смонтируйте верхнюю обвязку из бруса 10х10 см – она же будет служить опорой для скатной кровли.
Для каркасного гаража оптимально подходит стропильная система с висячими стропилами, а как обустроить такую систему и возвести крышу читайте здесь и здесь.
В итоге у нас должен получиться вот такой каркас.
Стены каркасного гаража снаружи зашейте плитами OSB при помощи саморезов, которые устанавливаются в заранее просверленные отверстия на расстоянии 5 см от края. Верхний ряд плит должен быть сдвинут относительно нижнего, чтобы избежать сплошных швов. Оставьте промежуток в 3 — 4 мм между элементами обшивки, чтобы при температурной деформации стены не вспучились.
Для утепления стен лучше использовать маты из минеральной ваты, которые вставляются между опорными стойками. Затем с внутренней стороны стены монтируется пароизоляционная пленка (стыки проклейте металлизированным скотчем). Внутреннюю финишную обшивку стен и потолка выполните из деревянной вагонки, обработанной огнебиозащитным составом.
Внешнюю обшивку стен можно выполнить из любого подходящего материала. Недорогим и практичным вариантом станет обшивка из профнастила – он обеспечит дополнительную защиту стен гаража.
На этом все осталось только установить ворота, но эта тема отдельной статьи.
Видео по теме «каркасный гараж своими руками»:
https://youtube.com/watch?v=uRPSHIgY9iU
3 Проектирование и возведение каркаса постройки
После создания фундамента можно переходить к возведению каркаса будущего сооружения. Каркас гаража может быть изготовлен из металлического профиля, деревянного бруса или из обоих этих материалов одновременно. Определившись с используемыми материалами, обязательно нужно подготовить проект. Этот документ позволит правильно выполнить все этапы строительства и возвести действительно качественное, хорошо продуманное здание.
Сами монтажные работы принято разделять на несколько этапов:
- 1. Установка нижней обвязки.
- 2. Сборка вертикальных конструкций – стен.
- 3. Установка верхней обвязки.
- 4. Обшивка каркаса.
- 5. Монтаж каркаса крыши.
Первым делом на готовое основание настилают гидроизоляционный материал (обычно рубероид). Гидроизоляция необходима для защиты деревянных и металлических элементов будущего здания от негативного воздействия влаги. Рубероид выступает вполне приличной отсечкой, благодаря которой влага не будет распространяться от стенок фундамента и из грунта при обильных осадках.
На следующем этапе на фундамент укладывается деревянный брус выбранного размера, это может быть брус 120×120 мм, 150×150 мм или 120×150 мм. Брус при желании можно заменить доской 50×120 мм или стальной профильной трубой с квадратным сечением 10×10 см. Для закрепления брусовой обвязки в углах используют шпонки или врубку. Металлические элементы обвязки закрепляются на углах сваркой, а деревянные – анкерными винтами или шпильками, вмурованными в основание. При монтаже обвязки на столбчатый фундамент внутри ее рамы на ребро укладываются лаги, которые будут необходимы для закрепления дощатого пола.
После этого можно переходить к сборке каркаса стен. Существует два варианта сборки:
- 1. На месте установки. То есть каркасные стены собираются и фиксируются вертикально на месте их постоянного расположения. Метод используется при монтаже деревянных конструкций.
- 2. На земле. Металлический каркас стен обычно собирают в горизонтальном положении на земле, после чего его поднимают и прикрепляют к обвязке в вертикальном положении.
В качестве элементов деревянного каркаса используют брус 60×60 мм, доску 30×150 или 30×120 мм. Металлический каркас принято собирать из профильной трубы 60×60 мм. После соединения отдельных элементов между собой и установки подготовленной конструкции вертикально, выполняется верхняя обвязка, необходимая для придания каркасу максимальной прочности. Для обвязки используют брус или трубу, которые по размеру должны соответствовать размеру отдельных элементов каркаса. К примеру, если вертикальные стойки изготовлены из досок шириной в 120 мм, то верхнюю обвязку можно сделать из такой же доски, укладывая ее в два слоя, или из бруса 60×120 мм.
Возведенный каркас необходимо сразу обшить внутри или снаружи облицовочными материалами. В качестве такой обшивки используют листы из ОСБ или фанеры, а также профнастил. Обшивка внутренней или внешней стороны объекта сделает его более прочным и позволит перейти к монтажу кровли.
Крышу гаража можно делать одно- или двухскатной. Двускатные крыши строить дороже и труднее, зато они позволяют обустроить полезное чердачное помещение или подготовить подкрышное пространство для хранения материалов и инструментов, используемых в хозяйстве. Постройка крыши выполняется в несколько этапов. Сначала делается стропильная система, после чего скаты обшиваются фанерными листами, поверх которых укладывается кровля.
Каркасный гараж
Как построить гараж дешево и быстро? Для этого можно воспользоваться технологией каркасного строительства. Ее плюсами являются:
- Быстрота монтажа. Если на строительной площадке заранее заготовлены все материалы для стен, то возвести их можно в одиночку за 2-3 дня.
- Небольшая стоимость. Для установки каркаса будет достаточно использования всего одного кубического метра доски, размером 150х50 мм.
Но есть у таких зданий и свои минусы. Ими являются:
- вероятность промерзания стен при небольших затратах на утеплитель;
- низкая прочность, из-за чего рекомендуется выбирать самые легкие материалы для кровли.
Как делать гараж каркасного типа своими руками? На первом этапе выполнения таких работ понадобится сделать нижнюю обвязку и набить пол. После этого собираются стены.
Далее выполняется верхняя обвязка с врезкой укосин. Снаружи такие стены оборачивают пароизоляционным материалом и оббиваются снаружи досками, фанерой или ОСБ-панелями. Внутри гаража каркас заполняется утеплителем, пенопластом или минеральной ватой. На использованный материал крепится слой пароизоляции. После этого стены считаются готовыми для выполнения внутренней отделки.
Чертежи
Перед началом любого строительства готовят чертежи будущей конструкции. С помощью плана можно рассчитать количество необходимых материалов, определить порядок действий.
Так как гараж является простой конструкцией, используют типовые проекты. Такие схемы позволяют возвести помещение для автомобиля просто, быстро и с минимальными затратами стройматериалов.
Если же возникает желание обзавестись гаражом необычной конструкции, то имеет смысл заказать проект в дизайнерской компании. Специалисты смогут подготовить чертеж, учитывая все пожелания заказчика, используемые материалы, особенности местности и другие факторы. Также они дадут советы, как правильно установить и использовать помещение.
В случаях, когда уникальность дизайна имеет второстепенное значение, используют типовые проекты и не тратят деньги на их разработку.
Строительство гаража из шлакоблока своими руками
Гаражи из шлакоблоков сегодня встречаются довольно часто. Если вы решили построить такой гараж, то вам необходимо знать, что шлакоблоки бывают разные:
- Доменный шлакоблок. Обладает хорошими свойствами, имеет длительный срок службы;
- Из кирпичного боя;
- Ракушечник.
Иногда шлакоблоки изготавливаются с добавлением полистирола, перлита и прочих компонентов, которые могут улучшить эксплуатационные свойства этого материала.
Для строительства гаража шлакоблоки можно было бы назвать прекрасным материалом, если бы не один его недостаток – впитывание влаги. Из-за проникновения воды в материал, он быстро разрушается и теряет свои свойства. Поэтому лучше всего выбирать шлакоблоки для строительства на сухом грунте. В таких условиях постройки из шлакоблоков могут прослужить до 50 лет, сохраняя свои свойства. Если же на территории будущего строительства встречаются подземные воды, то от использования шлакоблоков лучше отказаться, так как не существует никакой обработки или другого надёжного способа предотвратить проникновение воды.
Не забудьте также учесть классификацию шлакоблоков по конфигурации. Они бывают полнотелые и пустотелые. Первый вид предназначен для возведения стен. Второй можно использовать для устройства фундаментов. Если использовать блоки не по назначению, то ваша постройка может получиться некачественной и ненадёжной.
Особенности строительства из шлакоблоков
Так же, как и в случае возведения деревянного гаража, строительство из шлакоблоков начинается с подготовки: территория очищается, выравнивается, утрамбовывается, а также разрабатывается проект и подробный план работ.
Деревянная постройка требует устройства заливного фундамента, тогда как шлакоблокам такое прочное основание не нужно. Для гаража из шлакоблоков оптимальным вариантом станет ленточный фундамент. Для его устройства необходимо удалить верхние слои земли и подготовить траншею. Её глубина должна достигать 50 см, а ширина – 45 см. После этого на дне траншеи выкладывается слой песка и битого кирпича. После этого фундамент заливается раствором.
Существует и другой способ устройства ленточного фундамента. После подготовки траншеи, она выкладывается слоем увлажнённого песка. Этот слой делает основание более крепким и устойчивым к температурным перепадам, влаге и прочим негативным воздействиям. Затем выполняет усиление конструкции и её заливка.
Для набора крепости ленточному основанию требуется около месяца. После этого можно переходить к возведению стен. Но есть и ещё один способ сделать ленточный фундамент. Это наиболее простая технология, которая отличается тем, что вместо песка траншею выкладывают бутовым камнем и сразу после этого заливают раствором, марки 150 м выше.
Когда основание готово, на него необходимо положить гидро- и пароизоляционные материалы. Оптимальный выбор для решения этой задачи – это рубероид, доступный и проверенный временем материал.
После этого работы осуществляются в следующем порядке:
- Строительство стен;
- Устройство пола;
- Устройство крыши;
- Установка ворот.
Укладывать шлакоблоки необходимо по тому же принципу, что и кирпич. Но в этом случае работа будет осуществляться гораздо быстрее и проще. Есть два типа кладки – ложковый метод, в полкамня, и тычковый метод, в один камень. Используют кладки в два и в полтора камня. Вам стоит ориентироваться на собственные умения и возможности, выбирая тот или иной тип кладки. Не забывайте о том, что особенности кладки отражаются на характеристиках готового строения, на его прочности, устойчивости к негативным факторам, долговечности. Например, гараж, возведённый в один камень, при низких температурах будет промерзать, даже если обогревать его изнутри несколькими обогревателями. А конструкция, уложенная в полтора камня, получится достаточно тёплой и комфортной.
Кладка стен начинается с углов. После этого между ними натягивается бечева, и кладка продолжается по её уровню.
При устройстве пола рекомендуется выполнять стяжку, толщиной не менее 10 см. Оптимальный материал для решения этой задачи – бетон М200. Заливать его надо в несколько слоёв, затем просушить и затереть.
Финишными работами при строительстве гаража из шлакоблоков являются проведение необходимых коммуникаций и отделка постройки изнутри.
Особенности строительства
Перед началом возведения необходимо изучить строительные нормы и правила. Основными документами для изучения являются:
- СНиП 2.07.01-89, регулирующий постройку любых конструкций в сельской и городской местности.
- СНиП 21.01.97, объясняющий правила пожарной безопасности строений.
Важно! Нарушение строительных и пожарных правил может стать основанием для сноса гаража и наложением штрафных санкций на владельца постройки.
Размер
От количества и габаритов автомобилей зависят размеры гаража и место строительства.
Для удобной эксплуатации гаража, размеры выбирают согласно габаритам транспорта. Расстояние от автомобиля до ближайшей стены выбирают не менее 0.5 м. Это позволяет ходить вокруг транспортного средства и выполнять различные работы без стеснения в пространстве.
Если же гараж предполагается использовать для хранения автомобильных шин, инструментов, запасных деталей, то увеличивают площадь на 3 м в длину и по 1 м в ширину с каждой стороны автомобиля.
Высоту постройки делают на 0.5 м выше верхнего уровня транспортного средства (например, при открытом багажнике.)
Обратите внимание! Если в ближайшее время планируется приобретение крупногабаритного грузового автомобиля, то гараж строят с учетом размеров предполагаемой покупки. Ориентироваться на легковой автомобиль – недальновидное решение.
Выбор участка
Наиболее простой вариант размещения гаража – это пристройка к дому. Такой способ не нуждается в разрешительных документах. Постройка считается частью жилого строения. Выезд направляют к воротам или сразу на улицу.
Гараж в качестве отдельного здания требует выполнения условий строительных норм и правил. Согласно утвержденным документам, постройку делают на расстоянии более 1 м от соседского забора и 6 м до ближайших построек.
Важно! При невозможности соблюсти дистанцию, гараж разрешено строить ближе. Но в этом случае требуется письменное разрешение соседей на совершение таких действий.
Положительные качества шлакоблока
Шлакоблок не зря пользуется популярностью в строительстве. За годы использования он зарекомендовал себя как качественный стройматериал по демократичной цене. К достоинствам шлакоблока можно отнести следующие свойства:
- Высокая прочность и большой срок службы. Шлакоблок эксплуатируется в строительстве уже довольно давно. Первая известная постройка, возведенная из данного материала датируется 1910 годом. Это гараж при Эрмитаже. Глобальной реконструкции он подвергся лишь в 2011 году. Основываясь на этих данных несложно сделать выводы о долголетии шлакоблока.
- Не подвержен биологическим процессам разрушения, таким как разложение, заражение грибком и уничтожение вредоносными живыми организмами.
- Обладает высокой степенью огнеупорности. Деревянный сарай всегда имеет хоть один шанс из ста сгореть до основания со всем добром, хранящимся внутри. О сарае из шлакоблока такого сказать нельзя.
- При своей прочности является довольно легким материалом. Шлакоблоки гораздо крупнее кирпича и вполне могут переноситься одним человеком. Этот фактор значительно ускоряет процесс постройки и делает его менее трудоемким, чем при использовании более плотных материалов.
- Многообразие форм и размеров. Среди производимого на заводах шлакоблока можно встретить элементы с разными габаритами. Каждый строитель сможет подобрать наиболее оптимальный для себя вариант шлакоблока.
- При желании можно производить шлакоблок в кустарных условиях. Этот процесс довольно прост, единственное требование – организовать неукоснительное соблюдение технологии производства.
Шлакоблок применяется даже для постройки малоэтажных жилых домов, так что в основательности возведенного из него сарая можно не сомневаться.
Строительство перекрытия и крыши
Чтобы построить перекрытие, необходимо купить двутавровые балки, высотой 120 мм, а шириной на 250 мм больше, чем само помещение. А далее выполнить такие действия:
- Уложить балки с шагом в 80 см так, чтобы они повторили уклон самой длинной стены, поперек гаража.
- Настелить брусья, толщина которых 40 мм, снизу по возможности плотнее.
- Сверху брусьев уложить рубероид.
- Сверху рубероида положить шлак или керамзит.
- Проследите, чтобы спереди и сзади крыша выступала на 20 см. Это будут своего рода козырьки, которые защитят стены от дождя.
- Сверху шлака нужно проделать 20 мм стяжку.
- Защитить от влажности крышу можно при помощи рубемаста. Перед его нанесением стяжку нужно обработать грунтовкой.
Что такое шлакоблок
Пустотелый шлакоблок
Перед тем как построить гараж из шлакоблока, необходимо изучить характеристики материала и его виды. Шлакоблок в основном состоит из доменного шлака с добавками золы, а в качестве связующего звена применяют цементный раствор.
В улучшенных модификациях в качестве наполнителя могут применять кварцевый песок или кирпичную крошку. Состав тщательно перемешивается и прессуется под большим давлением в заранее подготовленных формах.
Сегодня существует два вида шлакоблоков:
- Пустотелые имеют несколько конструктивных отверстий и в среднем весят от 15 до 21 килограмма. Применяются для возведения стен в одноэтажных строениях.
- Полнотелые блоки весят в среднем 25-27 килограмм и применяются для создания фундаментов, а так же стен в многоэтажных строениях, поскольку обладают более высокими показателями прочности.
Пример пористого шлакоблока пониженной прочность
Начиная строительство гаража из шлакоблока, обратите внимание на пористость материала. Блоки с мелкими порами имеют меньшую теплопроводность и высокую прочность, в то время как крупнопористые блоки имеют хорошую теплопроводность, но существенно уступают в прочности. Учитывайте эти характеристики при выборе типа блоков для каждого этапа строительства
Учитывайте эти характеристики при выборе типа блоков для каждого этапа строительства.
Преимущества и недостатки шлакоблоков
Как и любой другой строительный материал, шлакоблоки тоже имеют свои преимущества и недостатки.
К явным преимуществам можно отнести:
- Относительно низкую стоимость, что связано с простотой технологии производства и использованием дешевых компонентов;
- Простота монтажа и высокая скорость строительства, что обусловлено легкостью материала и его размерами;
- Маленький расход цемента при укладке благодаря пористости материала, которая обеспечивает высокую адгезию раствора с поверхностью блока;
- Широкая область использования благодаря пожарной безопасности шлакоблоков.
Из недостатков материала можно отметить такие как:
- Низкий уровень шумовой изоляции, что требует укладки дополнительного материала для подавления шумов;
- Низкая прочность блоков, что не даёт возможности возводить многоэтажные строения;
- Токсичность, которая проявляется при воздействии высоких температур.